МОНАСТЫРЬ ФРАНЦИСКАНЦЕВ (Конфессия: католицизм) памятник архитектуры 17 в.
Комплекс построен в 1635 в стиле барокко на левом берегу Немана. Сложный рельеф
местности определил его асимметричную композицию. Включает костёл,
башню-колокольню, жилой корпус и ворота с оградой. Костёл и жилой корпус
образуют замкнутый внутренний двор в виде неправильного четырёхугольника. Костёл
- 3-нефная базилика с большой полуциркульной апсидой. Центральный неф и апсида
решены как один объём и накрыты общей двускатной черепичной крышей, более низкие
боковые нефы - односкатными. Главный фасад разделён на 3 яруса: 1-й ярус
(сохранилось оформление 17 в.) с небольшим полуциркульным входным проёмом,
членён широкими пилястрами и завершён карнизным поясом, 2-й и 3-й ярусы
(перестроены в 18 в.) разделены тонкими лопатками и завершены треугольным
фронтоном. Боковые фасады и апсида имеют лучковые и прямоугольные окна,
расчленены спаренными лопатками и завершены карнизными поясами. Центральный неф
костёла отделён от боковых шестью столбами и перекрыт крестовыми сводами.
Боковые нефы раскрываются в центральный небольшими арочными проёмами и перекрыты
цилиндрическими сводами. Своды пресбитерия и центр, нефа расписаны. В
пресбитерии помещены 4 композиции сидящих на облаках на фоне пейзажа
евангелистов с символами. Своды украшает композиция 'Пастырь со стадом овец' на
фоне зелёного пейзажа. Моделировка светотеневая, колорит яркий, много холодных
тонов (зелёного и синего цветов). Росписи выполнены в стиле романтизма. При
входе расположены хоры. В интерьере семь алтарей. Главный алтарь деревянный,
выполнен в стиле позднего барокко (1-я половина 18 в.), имеет 2-ярусную
композицию, украшен скульптурой и накладной резьбой, основным мотивом которой
является акант, архитектурные детали имитированы под мрамор. Остальные алтари
каменные, оштукатуренные (19 в.), украшены скульптурами 1-й пол. 18 в.,
алтарными картинами в серебряных окладах 18 в. Амвон в стиле рококо украшен
горельефными изображениями 4 евангелистов, акантом и волютами. К северной стене
главного фасада костёла пристроена квадратная симметричной композиции 3-ярусная
башня-колокольня. Её 1-й ярус имеет общую с 1-м ярусом главным фасада костёла
пластику 17 в., окна маленькие полуциркульные, расчленён широкими пилястрами и
карнизными поясами. 2-й и 3-й ярусы перестроены в 18 в.. решены в насыщенной
рельефной пластике позднего барокко: выразит, крупные членения, живописный
силуэт, стены с большими полуциркульными и круглыми окнами расчленены рельефными
лопатками и развитым карнизом. Колокольню венчает высокий фигурный шлем. В
технике полихромной росписи по стеклу сделаны витражи. Мотивы: растительный и
геометрический орнамент, сюжетные композиции на темы из жизни Христа и
Богоматери. Полихромия яркая, мажорная. Жилой корпус (2-этажный объём
неправильной П-образной формы) примыкает к южной боковой стене костёла. Пластика
фасада сдержанная, стены небольшими прямоугольными окнами расчленены пилястрами
и завершены карнизами. Планировка галерейная, коридор проходит по всему
периметру здания. В юго - западном углу корпуса находится большой в виде
ризалита объём, где были трапезная и библиотека. 1-й этаж имеет сводчатые
перекрытия, 2-й - плоское. В северо-западной части монастыря фрагментарно
сохранилась кирпичная стена ограды вые. 2-3 м. Стена, ограничивающая дворик
перед гл. фасадом костёла, с внутренней стороны расчленена полуциркульными
нишами, с внешней - гладкая. Ворота перед главным фасадом костёла оформлены в
стиле барокко. Имеют 2-ярусную композицию: 1-й ярус с арочным проходом
раскрепован спаренными пилястрами, 2-й решён в виде разорванного фронтона,
средняя часть которого-увенчанный треугольным фронтоном аттик с прямоугольной
нишей для скульптуры.
|